Игра «Подумай, сделай, объясни!» — это тоже своеобразная викторина, но основана она не на вопросах и ответах, как это бывает обычно, а на различных опытах и экспериментах, которые каждый участник игры должен сам проделать и объяснить. Она требует от играющих активных действий и вызывает тем больший интерес, чем удачнее подобраны опыты, на которых она основана.
Для игры нужно оборудовать 10—12 игровых пунктов. В каждом пункте участникам игры предлагается проделать тот или иной опыт.
Задачи и опыты для этой игры должны подбираться простые, легко выполнимые, а главное — занимательные, интересные и по возможности остроумные, поражающие ребят своим неожиданным результатом.
Надо постараться хорошо и красиво обставить каждый игровой пункт: накрыть стол скатертью, разложить все необходимые предметы и иметь в запасе все то, что может понадобиться при повторении опытов. Над каждым пунктом можно вывесить табличку с названием опыта.
Приводим описания некоторых простейших опытов и вопросов, которые могут быть использованы в этой игре. Чем объяснить это явление и что нужно сделать, чтобы пробка все же вошла в бутылку?
Этот опыт можно предложить в такой форме: переместить яйцо из одной рюмки в другую, не прикасаясь ни к яйцу ни к рюмке.
Вместо яйца можно использовать легкий целлулоидный шарик.
Воздушный рычаг. Положите на стол две книги и рядом, как бы случайно, бумажный мешок и предложите играющим сбросить дуновением находящиеся перед ними книги. Как бы сильно они ни дули, сбросить таким образом книги им не удастся. Тогда подложите мешочек заклеенным краем под книги и сильно дуйте в него.
Вот теперь-то наверняка своим дуновением вы опрокинете книги, выполните точно и без особого труда условия задачи.
Чем же объяснить, что с помощью бумажного мешка вам удалось сбросить книги, а без мешка не удавалось?
Чтобы потушить пламя, нужно держать воронку так, чтобы нижний или верхний края раструба приходились точно против пламени. В чем же тут дело?
Чем это объясняется?
Устойчивые шашки. Поставьте колонку шашек и предложите кому-нибудь вынуть шашку( можно, чтобы внизу
находилась шашка другого цвета), не снимая колонки. Способ достать эту шашку очень простой: нужно сильно и быстро ударить ребром линейки по нижней шашке, которая выскочит, не разрушив колонки. Объясните, на чем основан этот опыт.
Наэлектризованный гребень. Возьмите тэебень и обвяжите его шелковой ниткой. Другой конец нитки привяжите к чему-нибудь так, чтобы гребень свободно висел. Затем наэлектризуйте гребень. Это можно сделать, потерев его о кусок шерстяной ткани. Если вы теперь будете подносить к гребню руку, то он начнет к ней притягиваться. Сильно наэлектризованный гребень будет двигаться за рукой в разные стороны.
Чем это объясняется?
Плавающая рыбка. Вырежьте из кусочка тонкого картона рыбку с отверстием в середине и узким продольным разрезом от этого отверстия до конца хвоста. Положите рыбку на поверхность воды (так, чтобы наружная сторона рыбки оставалась сухой) и осторожно с помощью пипетки пустите в отверстие немного масла. Рыбка ваша поплывет вперед.
Объясните, почему это произойдет.
Спички-лакомки. Налейте в таз или в миску воды и бросьте туда 8—10 кусочков спичек. Возьмите кусочек сахару и прикоснитесь им к поверхности воды. Все спички начнут собираться вокруг сахара. Вслед за этим проделайте и другой опыт: прикоснитесь к поверхности воды мылом, и спички разбегутся в разные стороны.
Чем это можно объяснить?
Пожалуйте в бутылку. Переломите спичку так, чтобы она держалась на волокнах, положите ее на бутылку с широким горлышком, а поверх спички поместите монету. Задача заключается в том, чтобы, не прикасаясь ни к спичке, ни к монете, заставить монету упасть в бутылку.
Если играющие не догадаются, как это сделать, продемонстрируйте вначале опыт сами. Для этого осторожно капните водой на место излома спички (можно капнуть два-три раза). Спичка начнет выпрямляться, и, когда края спички достаточно разойдутся, монета упадет в бутылку.
Объясните, почему спичка начала выпрямляться, когда на излом капнули водой.
Ответы:
Упрямая пробка. Вдувая воздух в бутылку, вы сжимаете находящийся в ней воздух; стремясь же вновь расшириться, он выбрасывает пробку. Чтобы заставить пробку войти в бутылку, нужно, наоборот, втягивать воздух в себя, тогда воздух в бутылке разрядится и пробка втолкнется внутрь давлением наружного воздуха.
Летающее яйцо. Опыт основан на том, что, дунув в щель, образовавшуюся между яйцом и стенкой рюмки, вы сжимаете под яйцом воздух. Стремясь расшириться, воздух увлекает за собой яйцо, и оно вылетает из рюмки.
Воздушный рычаг. Когда вы дули в мешок, то воздух в нем начинал сжиматься, стремясь же расшириться и не имея возможности сделать это в ту сторону, откуда вы дули, он стремился в противоположную сторону, раздувая лежащую под книгами часть мешка и сбрасывая книги, как будто под ними подложен рычаг и поднят кверху.
Когда же вы дули непосредственно на книги, то струя воздуха теряла скорость по мере удаления от рта. Встречая на пути книгу, эта струя обтекала ее, поэтому опрокидывающее усилие было очень незначительным.
Странная воронка. Воздух, который вы выдуваете через узкую часть воронки, обтекает внутреннюю ее поверхность и продолжает двигаться по продолжению этой поверхности, минуя пламя. Следовательно, чтобы потушить пламя, нужно и соответствующим образом направить воронку.
Если пламя окажется против центра воронки, то оно отклонится в сторону воронки потому, что воздух там от дуновения разряжается.
Вертящаяся змея. Спираль вертится потому, что поднимающийся кверху теплый воздух, скользя по наклонным кольцам спирали, толкает ее. Когда лампа будет выключена и воздух перестанет нагреваться, вращение прекратится.
На сколько частей разорвется? Лаже если делать надрезы на полоске бумаги с исключительной точностью, все же один из надрезов будет на какую-то долю больше, чем другой. Полоска в этом месте начнет рваться раньше и, следовательно, здесь и разорвется.
Устойчивые шашки. Этот опыт основан на законе инерции, который гласит: «Каждое тело стремится сохранить_ состояние покоя или равномерного прямолинейного движения». Если вы сильным и резким движением выбьете нижнюю шашку, то толчок этот не успеет распространиться на остальные шашки, и они сохранят прежнее положение.
Наэлектризованный гребень. Наэлектризованный гребень притягивает различные предметы и одновременно сам притягивается к ним с такой же силой. Масса нашего тела очень велика по сравнению с массой гребня, поэтому видно только его движение к руке.
Плавающая рыбка. Масло, попав в отверстие посредине рыбки, будет стремиться растечься по поверхности воды, а так как выход у него только один, то оно и потечет по каналу к хвосту рыбки, отчего в силу реакции (отдачи) рыбка начнет двигаться в другую сторону.
Спички-лакомки. Это объясняется тем, что растворяющийся в воде сахар усиливает поверхностное натяжение, и тогда спички приближаются к нему, а мыло, содержащее жиры, ослабляет его, и спички «разбегаются» в стороны.
Пожалуйте в бутылку. Древесина спички очень суха. При смачивании уцелевших согнутых волокон древесины они разбухают, приобретают упругость и вызывают распрямление спички.